"Роснефть" обменяет российский шельф на европейский актив

"Роснефть" находится в "продвинутой стадии переговоров" о покупке у PdVSA 50% Rhur Oel GmbH (еще 50% принадлежат британской ВР). Пакет оценивается в $1-2 млрд. Сделка будет закрыта в течение нескольких недель. Rhur Oel GmbH контролирует 24-100% в четырех немецких НПЗ - Gelsenkirchen, Bayern-oil, Miro и Schwedt. Общая мощность переработки заводов достигает 50 млн тонн, что составляет около четверти от всех перерабатывающих мощностей в Германии, из которых на долю Ruhr Oel GmbH приходится около четверти.

"Роснефть" давно интересуется этим активом - компания начала переговоры по его покупке еще в апреле. Сделке могла помешать BP, которая имеет преимущественное право на приобретение доли PdVSA. Но в апреле произошла авария на скважине ВР в Мексиканском заливе, и теперь компания сама распродает активы, чтобы собрать $30 млрд на покрытие убытков. Кроме того, по данным источников "Интерфакса", "Роснефть" предложила ВР в обмен на отказ от преимущественного права возможность участвовать в проекте освоения российского шельфа Арктики. ВР может стать партнером "Роснефти" по разработке трех Восточно-Приновоземельских участков, расположенных на шельфе Карского моря. Их суммарные запасы оцениваются в 49,7 млн тонн нефти, 1,8 трл кубометров газа и 49 млн тонн конденсата, пишет "Коммерсант".


Возможность приобретения венесуэльского пакета еще в 2003 году рассматривали российские акционеры ТНК-ВР, но тогда ВР выступала против этого. Летом ТНК-ВР вновь заявила о возможности участия в международных проектах ВР. Но зампред правления ТНК-ВР Максим Барский, который в начале 2011 года возглавит компанию, уверял, что о немецких активах речь не идет. В ВР, "Роснефти", PdVSA и Rhur Oel GmbH в пятницу отказались от комментариев. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков сообщил "Ъ", что не имеет о сделке никакой информации. Ничего не знают о ходе переговоров и в аппарате вице-премьера и председателя совета директоров "Роснефти" Игоря Сечина.

Механизм допуска ВР на российский шельф существует. Структура сделки "Роснефти" с британской компанией может быть такой же, как и с Chevron по участку Вал Шатского в Черном море. Chevron получила 33% в СП и займется финансированием проекта. Опыт сотрудничества с ВР у "Роснефти" есть: они занимаются совместной разработкой шельфа Сахалина. О начале работы в Арктике компании договорились еще в 2008 году, говорил тогда в интервью "Ъ" глава ВР Тони Хейворд, называя эти проекты "долгосрочными". В ВР уточнили "Ъ", что работа продолжается и компания сохраняет интерес к арктическим проектам. Однако пока "Роснефти" предложить ВР нечего: лицензий на месторождения на шельфе Арктики у нее нет. Компания подала заявку на участки весной, пока Роснедра решений по этому вопросу не принимали.

Валерий Нестеров из "Тройки Диалог" считает, что предложение ВР работать на арктическом шельфе — форма "моральной поддержки" нефтекомпании, с которой не стремятся заключать шельфовые контракты после аварии в Мексиканском заливе. К тому же у ВР сейчас все равно нет средств для выкупа доли в Ruhr Oel, хотя цена актива — до $2 млрд — невысока. Например, ЛУКОЙЛ в 2008 году приобрел 49% в сицилийском НПЗ ISAB за $2,1 млрд, поясняет аналитик. Однако Виталий Крюков из ИФД "Капиталъ" считает, что, если учитывать очень низкую маржу европейской нефтепереработки, стоимость актива должна приближаться к $1 млрд. По мнению эксперта, "Роснефти" было бы целесообразно купить долю в сети АЗС ВР, пропорциональную пакету в Ruhr Oel (у британской нефтекомпании в Германии около 2,4 тыс. заправок), чтобы обеспечить сбыт.

    

Другие новости по теме:

Maonline.ru Рынок бизнеса

Новостная лента посвящена новостям российского рынка бизнеса: купле-продаже компаний и иных активов

добавить на Яндекс