Финансовые и юридические аспекты управления инвестициями

Проблемы инвестирования в реальный сектор экономики России сегодня весьма актуальны. Развивающаяся российская экономика нуждается в притоке инвестиций, в том числе иностранных.

Необходимо отметить, что данная сфера мало изучена. Следствием этого является отсутствие системного подхода к правовому регулированию инвестиционных отношений.

Вместе с тем роль инвестиций в экономике страны состоит в том, что они создают условия для развития производства. Часть инвестиций направляется на прирост непроизводственных основных фондов в сфере образования, здравоохранения и т.д. Немалое значение имеют для общества инвестиции в форме резервов страны на случай непредвиденных обстоятельств.

Постоянная тема последних международных встреч и дискуссий - это проблемы, связанные со вступлением России во Всемирную торговую организацию, которые следует рассматривать в качестве важнейшего приоритета для нашей страны при выходе на международный рынок.

Мировой опыт свидетельствует, что страна или регион развиваются динамично только в том случае, если получают достаточный объем инвестиций. В условиях обострившейся международной конкуренции за инвестиционные потоки основным фактором, определяющим приток капиталов в тот или иной регион, является государственная инвестиционная политика, которая является одним из направлений финансовой политики. Динамика инвестиций в российскую экономику в последние годы определяется тенденцией значительного притока иностранных капиталов, что говорит о высоком доверии инвесторов, о возможности привлечения значительного капитала. В свою очередь, этот потенциал должен быть обусловлен высоким уровнем экономического развития России, прозрачной бюджетно-финансовой политикой, надежным кредитным рейтингом, ростом доходов населения, гарантирующих платежеспособный спрос на производимую продукцию.

Привлечение национальных и иностранных инвестиций преследует долговременные стратегические цели создания высокого качества жизни населения и развития российской экономики.

Так, инвестиционная политика реализуется посредством соответствующих нормативных актов. Существует перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих финансовую и организационную помощь государства инвестиционному процессу. Основными законодательными актами, регулирующими инвестиционную деятельность в Российской Федерации, являются Федеральные законы: от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" ; от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" ; от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" ; от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ; от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" ; от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" ; от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" ; Постановления Правительства РФ: от 11 октября 2001 г. N 714 "Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансирования за счет средств федерального бюджета" ; от 22 ноября 1997 г. N 1470 - Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федерации ; от 2 февраля 1998 г. N 143 "О порядке финансирования инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности за счет средств федерального бюджета и условиях их конкурсного отбора" .

--------------------------------

СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.

СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096.

СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3400.

СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3430.

СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251.

СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

СЗ РФ. 2001. N 43. Ст. 4097.

СЗ РФ. 1998. N 3. Ст. 345.

СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 762.

 

Таким образом, можно констатировать наличие блока норм, регулирующих инвестиционную деятельность, который в совокупности представляет собой целостное правовое образование.

Для анализа этого образования необходимо рассмотреть общие положения об инвестициях и инвестиционной деятельности.

"Инвестиция" в переводе с современного английского языка (investment) - означает "капиталовложение", хотя произошло от слова "in vest", что дословно переводится "в жилетку". Многочисленные определения понятия инвестиции часто носят формальный и общий характер, не выявляя существа инвестиций во всем их многообразии.

Так, ст. 1 ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ определяет инвестиции как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и/или иной деятельности в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта.

--------------------------------

СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096.

 

Иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Инвестиции можно классифицировать на основании различных критериев : организационных форм, объектов инвестиционной деятельности, характеру участия в инвестировании, видах собственности на ресурсы.

--------------------------------

Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М., 1992. С. 17.

 

Исходя из организационных форм выделяются такие типы инвестиций, как инвестиционный проект и инвестиционный портфель. Первый тип инвестиций означает наличие определенного объекта инвестиционной деятельности и реализации, как правило, одной формы инвестиций.

По объектам инвестиционной деятельности капитальные вложения подразделяются на долгосрочные реальные инвестиции, направленные на создание и воспроизводство основных фондов, на материальные активы, а также на нематериальные активы.

Сюда же относятся краткосрочные инвестиции в оборотные средства (товарно-материальные запасы, ценные бумаги и т.д.; а также финансовые инвестиции в государственные и корпоративные ценные бумаги).

По характеру участия в инвестировании особо выделяются прямые инвестиции, означающие прямое вложение средств в материальный объект, и непрямые инвестиции, предполагающие наличие посредника (портфельные инвестиции). В соответствии с этим инвесторов условно можно разделить на два типа - прямые и портфельные. Портфельные инвесторы вкладывают деньги в покупку акций, облигаций и других ценных бумаг на фондовом рынке, поэтому привлечь их инвестиции могут только компании, чьи акции торгуются на бирже. Доход таких инвесторов носит спекулятивный характер.

Прямые же инвесторы приобретают доли (пакеты акций) в уставном капитале компании непосредственно у акционеров, с тем чтобы впоследствии получить прибыль за счет роста реальной стоимости компании. Привлечь такие инвестиции могут даже компании на начальной стадии развития.

В качестве прямых инвесторов на российском рынке выступают главным образом западные инвестиционные фонды - венчурные фонды и фонды прямых инвестиций . Также прямыми инвесторами могут быть российские банки, инвестиционные компании и частные предприятия. Однако объем средств и сроки, на которые они предоставляют деньги, обычно значительно ниже предлагаемых западными фондами. Кроме того, российские инвесторы крайне редко вкладывают деньги без имущественного залога.

--------------------------------

Ведерников А.В. Иностранные инвестиции в РФ: Автореф. ... дис. к.ю.н. Екатеринбург, 2004.

 

Для понимания инвестиционного права и правового регулирования инвестиционных отношений необходимо в первую очередь отметить, что нормы инвестиционного права представляют собой первоначальные элементы, из которых создаются институты, формирующие отрасль. Поэтому в нормах выражены основные черты и особенности содержания инвестиционной деятельности в целом.

Инвестиционную деятельность можно в целом охарактеризовать как деятельность по аккумулированию, распределению и использованию денежных средств, подлежащих инвестированию, а также по осуществлению контрольных мероприятий за их использованием. Эта деятельность осуществляется в рамках правового поля в процессе реализации инвестиционных отношений, которые являются предметом инвестиционного права.

Таким образом, предметом правового регулирования является обособленная группа инвестиционных отношений, отражающих объективные условия существования и развития инвестиционного процесса и (или) инвестиционной деятельности.

Нормы инвестиционного права имеют свою специфику. Можно выделить следующие отличительные признаки инвестиционных правовых норм:

1. Поскольку инвестиционное право предназначено для установления и регулирования определенного вида общественных отношений, в которых основными участниками являются собственники, эти отношения объективно требуют юридически своеобразной правовой регламентации, поэтому каждой норме права присуще качество общеобязательного правила: нормы инвестиционного права обязательны для всех, кто является участником инвестиционных отношений.

2. Нормы инвестиционного права устанавливаются, а также охраняются от нарушения государством, осуществляющим контроль за соблюдением норм инвестиционного права.

3. Нормы инвестиционного права отличаются признаком формальной определенности. Они формулируют как права субъектов инвестиционной деятельности на конкретные виды дозволенных действий и на те или иные объекты, признаваемые инвестициями, так и обязанности, запреты и меры ответственности за их неисполнение или нарушение публичного порядка.

4. Нормы инвестиционного права регулируют сложные общественно необходимые отношения между собственниками.

При этом каждая из норм инвестиционного права является общеобязательным предписанием государства. Все нормы инвестиционного права призваны регулировать общественные отношения в сфере инвестиционной деятельности. Одновременно регулятивные нормы инвестиционного права устанавливают содержание правил поведения, которое выражается в мере дозволенного и должного поведения сторон регулируемого отношения. Это достигается путем определения прав и соответствующих обязанностей сторон инвестиционных отношений. В нормах инвестиционного права определены условия осуществления полномочий органов государства, перечни объектов инвестирования, особенности правового статуса отдельных участников инвестиционной деятельности и их признаки, организационно-правовые формы ведения инвестиционной деятельности, специальные требования к отдельным направлениям инвестиционной деятельности; порядок и условия заключения и исполнения договоров; пределы и формы государственного воздействия на инвестиционные процессы.

Инвестиционным законодательством Российской Федерации закреплены единые принципы осуществления инвестиционной деятельности в стране: равенство прав инвесторов на осуществление инвестиционной деятельности; свободы договоров и выбора объекта инвестиций (кроме случаев, когда законодательством прямо запрещено инвестирование в какие-либо объекты); самостоятельное осуществление инвестиционной деятельности (определение объемов, направлений, размеров и эффективности инвестиций); защита прав и законных интересов инвесторов (в том числе владения, пользования, распоряжения объектами и результатами инвестиций), включая защиту инвестиций (от национализации и реквизиции, от изменения законодательства, от незаконных действий государственных органов) и полное возмещение инвестору всех убытков, причиненных отчуждением имущества и незаконными решениями государственных органов, а также принцип взаимовыгодности инвестиций.

Принцип равенства субъектов инвестиционного права является основополагающим, так как он определяет все содержание инвестиционного права. В отличие от гражданского права, в инвестиционном праве он проявляется своеобразно, потому что одни субъекты инвестиционного права обладают большим объемом прав, чем другие.

Другим гражданско-правовым принципом, характерным и для инвестиционного права, выступает принцип свободы договора. Как известно, принцип свободы договора пронизывает всю систему гражданского права и систему прав в целом. Если в условиях административно-командной системы данный важнейший принцип не получил должного развития и договоры носили, как правило, плановый характер, то в условиях рыночной экономики он проявляется наиболее полно.

В инвестиционном праве принцип свободы договора, наряду с общегражданскими особенностями, обусловливается и другими специфическими чертами, обусловленными тем, что рыночные отношения - это не только гражданско-правовые (т.е. частноправовые) отношения, но и публично-правовые. Но в частноправовых инвестиционных отношениях свобода договора проявляется в полном объеме, а в публично-правовых - в ограниченном.

Следующий принцип - принцип свободы выбора инвестором объекта инвестиций. Согласно действующему законодательству об иностранных инвестициях, он заключается в том, что инвестиции могут вкладываться в любые объекты и виды деятельности, не запрещенные законодательством для таких инвестиций. Законодательством о прямых инвестициях устанавливается конкретный перечень секторов экономики, инвестирование в которые стимулируется путем предоставления льгот и преференций.

Важнейший принцип инвестиционного права - принцип самостоятельного осуществления инвестором своей деятельности. Он включает в себя: право инвестора владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций; право приобретать необходимое инвестору имущество; невмешательство государственных органов и должностных лиц во внутрихозяйственную деятельность инвестора. Наиболее полно данный принцип во всех его проявлениях закреплен в законодательстве об иностранных инвестициях и о прямых инвестициях в виде государственных гарантий осуществления инвестиционной деятельности.

Принцип защиты прав и законных интересов инвесторов в настоящее время получил закрепление в отношении иностранных инвесторов. Он выражается в гарантиях государства по защите инвестиций, прибыли (дохода), дивидендов, прав и интересов инвесторов, в предоставлении гарантий защиты от изменений законодательства и обеспечении гласности в инвестиционной деятельности, а также в закреплении порядка разрешения инвестиционных споров.

Принцип взаимовыгодности инвестиций (или оптимального сочетания общегосударственных интересов и интересов инвесторов) заключается в том, чтобы инвестиционная деятельность не только приносила прибыль (доход) инвестору, но и способствовала организации новых предприятий, созданию дополнительных рабочих мест, увеличению производства товаров и услуг и повышению их качества и т.п.

Инвестиционную деятельность осуществляют субъекты инвестиционного права - лица, которые являются носителями определенного объема прав и обязанностей в сфере инвестиционной деятельности. Их правоспособность и дееспособность определяются на основе норм инвестиционного законодательства. Эти лица обладают юридической способностью осуществлять права и исполнять юридические обязанности в определенных сферах инвестирования в объекты на основании действующего законодательства.

Субъектами инвестиционных отношений являются, в частности, инвесторы - собственники средств (инвестиций в любой форме), вложенных в создание, расширение или модернизацию производства материальных (товаров и услуг) и духовных благ, а также в инфраструктуру. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.

Инвестор - субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий вложение инвестиций (собственных, заемных или привлеченных средств) и обеспечивающий их целевое использование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Всех инвесторов по характеру инвестиций и способу формирования капитала можно разделить на три вида: индивидуальные, корпоративные и институционные инвесторы.

Индивидуальные инвесторы (физические лица) не объединяют свои капиталы и производят инвестирование от своего имени и из собственных средств независимо друг от друга.

Корпоративные инвесторы (организации) занимаются в основном материальным инвестированием; кроме того, основная часть их инвестиций направляется на самофинансирование. В качестве источников инвестирования для таких инвесторов могут выступать как собственные, так и привлеченные денежные средства, однако, в отличие от институционных инвесторов, основной целью деятельности которых является привлечение средств других инвесторов и осуществление инвестиций, корпоративные инвесторы в качестве своей основной цели имеют осуществление производственной либо иной предпринимательской деятельности.

Институционные инвесторы - это финансовые посредники, которые в качестве основной своей функции формируют свой капитал за счет средств вкладчиков и размещают их главным образом в ценные бумаги. Для осуществления своей профессиональной деятельности они должны в случаях, предусмотренных законом, иметь специальное разрешение на осуществление отдельного вида деятельности. Понятие "институционный инвестор" объединяет юридических лиц, активно привлекающих и вкладывающих средства других инвесторов в акции и другие финансовые инструменты (страховые компании, депозитарные учреждения, инвестиционные компании, профессиональные участники фондового рынка).

На основании действующего законодательства можно очертить круг лиц, которые могут выступать в качестве инвестора. К таковым относятся: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, физические лица, юридические лица, созданные на основании договора совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, иностранные государства и международные организации; также допускается возможность объединения средств различными инвесторами для осуществления совместного инвестирования.

Согласно ст. 6 ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ , инвесторы по закону обладают следующими правами:

--------------------------------

СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096.

 

- осуществлять инвестиционную деятельность;

- самостоятельно определять объемы, направления, размеры и эффективность инвестиций;

- владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций;

- контролировать целевое использование инвестиций;

- передавать свои правомочия в инвестиционном процессе и полученные результаты инвестиционной деятельности;

- заключать договоры с другими субъектами инвестиционной деятельности;

- объединять собственные и привлеченные средства со средствами других инвесторов в целях совместного инвестирования;

- осуществлять инвестиции в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации за счет доходов или прибыли от иностранных инвестиций (реинвестирование).

Перечень прав инвестора может быть увеличен при заключении конкретного договора в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ.

Кроме того, в ст. 4 ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ раскрываются понятия таких субъектов инвестиционной деятельности, как заказчик, подрядчик и пользователь объекта инвестиционной деятельности.

--------------------------------

СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096.

 

Заказчиком может быть сам инвестор или другое лицо, уполномоченное инвестором осуществить реализацию инвестиционного проекта. Заказчик, не являющийся инвестором, может по договору наделяться правами владения, пользования и распоряжения инвестициями; при этом он не должен вмешиваться в предпринимательскую и/или иную деятельность субъектов инвестиционной деятельности, если иное не установлено договором.

Подрядчик - лицо, выполняющее работы по договору подряда и/или государственному контракту, заключаемому с заказчиком.

Другой стороной инвестиционного отношения является пользователь отчета инвестиционной деятельности. Пользователями объекта инвестиционной деятельности называются те субъекты, для которых создается объект инвестиционной деятельности.

Итак, инвестиционное право выступает как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между различными участниками в процессе осуществления ими инвестиционной деятельности.

Необходимо отметить, что инвестиционная деятельность является одним из направлений финансовой деятельности, вследствие чего значительные денежные ресурсы данной сферы аккумулируются в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств.

Назначение финансового контроля - содействие успешной реализации финансовой политики (в том числе инвестиционной), эффективному использованию финансовых ресурсов.

Основными целями финансового контроля в сфере инвестиционной деятельности является обеспечение законности, рациональности и эффективности использования соответствующих ресурсов, стремление наладить действенное управление инвестиционными потоками. Финансовый контроль в области инвестиционной деятельности может быть внешним и внутренним.

Достаточно распространено мнение, что систему внутреннего контроля необходимо внедрять только в крупных компаниях. Однако это далеко не так. Неэффективное использование ресурсов, непреднамеренные искажения отчетности, разглашения конфиденциальных сведений встречаются довольно часто в любых компаниях и любых отраслях. Поэтому система внутреннего контроля в том или ином виде должна существовать в каждой компании.

Основными целями внутреннего контроля являются: эффективность и результативность деятельности, достоверность финансовой отчетности, соответствие деятельности действующему законодательству.

Посредством контроля на основе детального изучения финансово-хозяйственной деятельности разрабатываются мероприятия, направленные на предотвращение хищений и порчи выпускаемой продукции и материалов, на сбережение денежных средств и финансовых ресурсов, на предупреждение возникновения отклонений от законодательства, нормативных актов, оптимальных режимов функционирования организации.

Важнейшим условием реализации внутреннего финансового контроля являются финансовая информация, содержащаяся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетностях, а также обобщенные финансовые показатели, отражающие различные стороны хозяйственной деятельности.

Внутренний контроль проводится внутри субъекта экономической деятельности его служащими, которых обычно называют внутренними контролерами, или внутренними аудиторами. Данный вид контроля организуется по решению руководства и выступает как самостоятельная функция управления внутри организации.

В случае, когда информация, полученная зависимыми от руководства управляемого объекта органами внутреннего контроля, не вызывает доверия у собственников, возникает потребность в проведении внешнего негосударственного финансового контроля. Как правило, основная цель внешнего контроля заключается в составлении мнения о достоверности финансового положения, представленного в финансовых отчетах, соответствии результатов операций и движения денежных средств субъекта хозяйствования общепринятым принципам бухгалтерского учета и законодательным нормам.

Контроль как неотъемлемая составная часть механизма управления инвестициями претерпевает серьезные изменения, в первую очередь связанные непосредственно с содержанием контроля и его местом в системе управления. Тесно взаимодействуя с другими функциями управления, контроль является основным источником информации для разработки и принятия оптимальных решений в инвестиционной деятельности и, следовательно, занимает ведущее место в системе управления компании.

С помощью финансового контроля руководство субъекта экономической деятельности может осуществлять эффективное финансово-хозяйственное управление, а собственники - следить за управляющими их капиталами, что позволяет предоставить определенные гарантии для привлечения в экономику частных инвестиций и личных средств граждан.

Вместе с тем помимо внутреннего и внешнего негосударственного финансового контроля в инвестиционной деятельности большое значение имеет развитие государственного финансового контроля. Главная задача государственного контроля в инвестиционной сфере - это контроль законности и эффективности финансово-инвестиционного процесса в целях развития национальной экономики.

Для регулирования деятельности инвесторов на территории Российской Федерации властный субъект использует различные методы.

1. Контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации. Согласно Федеральному закону "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" , субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные национальным законодательством. Если инвестиционная деятельность требует получения государственного сертификата на ее осуществление, государство контролирует получение такого сертификата.

--------------------------------

СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096.

 

2. Принятие антимонопольных мер. Для инвестирования того или иного направления экономики государство создает равные условия для всех участников инвестиционной деятельности, не допускает монополизации отдельных участков экономики одним инвестором или их группой. В отдельных случаях должен происходить конкурсный отбор инвестора (объявляться тендер) на инвестирование того или иного сектора экономики.

3. Экспертизу инвестиционных проектов, т.е. оценку экономической и иной целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу.

Таким образом, необходим эффективный и налаженный механизм системы финансового контроля за их использованием (как государственного, так и негосударственного).

Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом, сдерживающим развитие инвестиционной деятельности в Российской Федерации.

Недостаток инвестиций, в том числе иностранных, вызывает низкую конкурентоспособность российского производства, дальнейшее уменьшение доли российского рынка, занятой товарами российского производства. Можно утверждать, что привлечение иностранных инвестиций в Российскую Федерацию не соответствует потенциалу российского рынка и при нормальном развитии рыночной экономики следует ожидать увеличение притока иностранных средств.

Для стимулирования инвестиционной деятельности в России необходим эффективный механизм формирования благоприятного климата для инвестиций как со стороны частного сектора, так и со стороны государства.

Для развития инвестиционной деятельности в нашей стране со стороны государства необходимо применение мер, направленных на привлечение инвестиций.

Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

- достижение согласия между различными властными структурами, политическими партиями и прочими общественными организациями;

- борьбу с преступностью;

- торможение инфляции;

- пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;

- создание системы мониторинга инвестиционного климата;

- развитие системы контроля в данной сфере.

В мировой практике накоплен опыт позитивного воздействия государства на развитие инвестиционных процессов в виде льготного кредитования инвестиций и пониженного налогообложения инвестируемой прибыли, предоставления субсидий за счет бюджета, выделения средств иностранных займов, снижения таможенных пошлин при ввозе сырья и оборудования из-за рубежа и вывозе готовой продукции . Практика инвестирования в этих странах показывает, что инвестиционная деятельность оказывается успешной при правильном механизме привлечения денежных вкладов населения, собственных оборотных средств предприятий; развитом рынке ценных бумаг; использовании возможностей страховых компаний, инвестиционных фондов, ипотечного кредитования.

--------------------------------

Инвестиции: Учебник / Под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. М.: ТК Велби; Проспект, 2003.

 

К важнейшим направлениям развития инвестиционной деятельности можно отнести анализ практики привлечения российскими компаниями инвестиций с позиции влияния на оценку инвесторами инвестиционной привлекательности.

В роли инвесторов чаще всего выступают западные фонды, которых привлекает потенциал роста отдельных отраслей российской промышленности.

В целом в настоящее время иностранные инвесторы и представители российских деловых кругов исходят из того, что экономика Российской Федерации слишком нестабильна для осуществления инвестиций. Поэтому организации используют свои сбережения не на капиталовложения внутри страны, а на выдачу кредитов за рубеж.

Причиной данного процесса служит низкая инвестиционная привлекательность, выраженная в неблагоприятных факторах, сдерживающих развитие финансово-инвестиционного процесса страны.

Вместе с тем иностранный капитал, используемый эффективно, с одной стороны, оказывает положительное влияние на экономический рост, с другой стороны, накладывает определенные обязательства, создает зависимость от внешних финансовых источников и повышает контроль над государственной финансовой системой. Следовательно, государство должно развивать систему контроля за допуском иностранных финансовых ресурсов, в том числе стратегических важных отраслей страны.

Особая процедура одобрения иностранных инвестиций направлена на то, чтобы привлечь преимущественно такие из них, которые отвечают всем условиям и носят выгодный для государства характер.

В эпоху глобализации, прихода в экономику страны транснациональных корпораций необходимо ограничение права собственности иностранных инвесторов в ведущих отраслях экономики страны, чтобы не потерять политическую независимость.

Необходима общая и единая концепция инвестиционной политики, которая будет базироваться на основных принципах изменения и регулирования рисков инвестиций.

Одним из средств обеспечения успешной инвестиционной деятельности служит развитие принципов финансово-инвестиционного процесса и эффективного механизма формирования благоприятного инвестиционного климата в стране.

С точки зрения инвесторов, основными факторами, влияющими на инвестиционный климат, являются стабильность и неизменность правил ведения бизнеса, а также льготы и преференции.

На государственном уровне необходимо подготовить ряд законопроектов, направленных на улучшение инвестиционного климата. В частности, необходим законопроект для ввода новой формы первенства города и бизнеса в виде концессии. Он позволит привлекать инвестиции в проекты с длительным сроком окупаемости. Сегодня они слабопривлекательны или недоступны для бизнеса. Дальнейшему притоку инвестиций будет способствовать и предоставление государственных гарантий под конкретные проекты после тщательной оценки проекта и проведения аудита в отношении самого заемщика. Безусловно, создание инвестиционно привлекательных условий в любых областях экономики требует четких правил игры и прозрачных процедур на всех стадиях реализации проекта.

Совершенствование нормативно-правовой базы затрагивает финансовое планирование, управление долгом, финансовый контроль национальных и иностранных инвестиций.

Таким образом, в заключение можно прийти к выводу о том, что в настоящее время в РФ сложилось законодательство как совокупность норм, устанавливающих правила в сфере инвестиционной деятельности.

Отношения в этой сфере отличаются многообразием. Методы правового регулирования рассмотренных отношений также различны. Так, диспозитивный метод присущ регулированию отношений, возникающих между равноправными субъектами инвестиционной деятельности (гражданско-правовые сделки). Императивный метод прослеживается в процессе регулирования отношений, возникающих между публичным субъектом и прочими участниками инвестиционной деятельности.

В этой связи можно констатировать, что инвестиционное право в целом является комплексной отраслью российского права, а инвестиционная деятельность (как совокупность императивных норм, регулирующих отношения по образованию, перераспределению и использованию средств, подлежащих инвестированию, и осуществлению государственного контроля в этой сфере) является институтом финансового права.

 

Терехова Е.В., старший преподаватель кафедры "Финансовое право" ФГОУ ВПО "Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации" (Финакадемии), кандидат юридических наук.

    

Другие новости по теме:

www.Maonline.ru Рынок бизнеса

Новостная лента посвящена новостям российского рынка бизнеса: купле-продаже компаний и иных активов

добавить на Яндекс

В хорошем качестве hd видео

Смотреть видео онлайн