Российский рынок слияний и поглощений: его роль в экономике

Развитие страхового рынка в России привело к активизации процесса слияний и поглощений страховых компаний. Процесс этот достаточно сложен и не безболезнен. В этой связи представляется интересным методический материал Валентина Никитинского, раскрывающий роль слияний и поглощений в системе рыночных отношений.

Последние несколько лет российская экономика развивается в новых условиях, характеризующихся:
- стабильными темпами;
- снижающейся инфляцией;
- ростом суверенного кредитного рейтинга страны;
- небывалым ростом платежного баланса и другими позитивными факторами.
В стране коренным образом меняется внешняя среда развития бизнеса, что, естественно, отражается на его структуре и эффективности. Об этом, в частности, свидетельствует повышение активности в сфере слияний и поглощений. Процессы слияний и поглощений (англоязычная аббревиатура - M&A) с участием российских компаний начинают играть значительную роль в системе рыночных отношений не только самой России, но и мира: растут число и объемы сделок как внутри страны, так и вне ее пределов (трансграничные сделки).

Вместе с тем процессы слияний и поглощений до настоящего времени остаются достаточно рискованной сферой деятельности. Уровень риска сделок M&A определяется большим количеством факторов, часть которых не может быть оценена количественно. Каждая сделка M&A затрагивает большой и сложный комплекс взаимосвязанных вопросов, который можно рассматривать как самостоятельный проект реорганизации бизнеса. В основе этого проекта должна лежать определенная стратегия, которая реализуется через соответствующие экономические и юридические механизмы, а также затрагивает большое поле социологических проблем, включая корпоративную культуру, коммуникации и т.п.
Следует особо подчеркнуть, что только от сочетания этих механизмов или, если угодно, их синергии можно ожидать успеха в реализации данного проекта.

Рынок M&A в последнее время претерпел существенные изменения. Большое количество приобретений происходит в рамках аукционов. Рост конкуренции на рынке приводит к повышению стоимости сделок. В этих условиях корпоративные инвесторы все чаще проигрывают новому игроку на российском рынке M&A - фондам прямых инвестиций. В отличие от стратегического инвестора фонды прямых инвестиций приобретают активы "на время", тогда как стратегические - "навсегда".

Стратегия выхода на рынок M&A у этих двух участников принципиально различная. В то время как фонды прямых инвестиций, приобретая те или иные активы, в течение последующих 3 - 4 лет увеличивают их стоимость и готовят к продаже (как правило, стратегическим инвесторам), стратегические инвесторы фактически покупают новый рынок.

В сферу интересов фондов прямых инвестиций, как правило, попадают недооцененные на данный момент активы, которые, по их оценкам, через 3 - 4 года смогут представить определенный интерес для стратегических инвесторов. При этом желательно, чтобы указанные активы имели собственные бренды, не вполне отлаженные бизнес-процессы и т.п. Предполагается, что за 3 - 4 года удастся повысить стоимость указанных активов, превратив их в самостоятельные бизнес-единицы со своими конкурентными преимуществами. Повышение стоимости приобретаемых активов с помощью прямых инвестиций рассматривается данным участником как стратегический подход к слияниям и поглощениям.

Сегодня фонды прямых инвестиций проявляют повышенный интерес к предприятиям здравоохранения, логистическим компаниям и т.п., которые через определенное время должны будут гармонично вписаться в структуру новых крупнейших собственников. Кроме того, фонды прямых инвестиций в сделках M&A играют роль "белого рыцаря" ("white knight") - дружественного приобретателя, спасающего акционерную компанию от враждебного поглощения.
Как показал анализ, представленный в исследованиях KPMG International, подходы фондов прямых инвестиций имеют ряд принципиальных отличий от подходов корпоративных инвесторов, поскольку они в большей степени заинтересованы в проведении сделок и в последующем притоке денежных средств в целях снижения давления долговых обязательств. По этой причине фонды прямых инвестиций придают большее значение постинвестиционному планированию, проводят более детальный анализ и оценку планов будущего развития компании и возможностей улучшения показателей. Они более разборчивы при выборе приобретаемых активов, и статистика подтверждает эту тенденцию: 90% указанных фондов вынуждены отказываться от сделки, видя проблемы в реализации постинвестиционных планов. Аналогичный показатель для корпоративных инвесторов составляет 63%.
Корпоративные менеджеры, предполагающие получить определенные конкурентные преимущества в рамках сделки M&A и рассчитывающие на синергический эффект, ведут себя менее ответственно, полагаясь в основном на очевидные преимущества сделки.

В системе международных рыночных отношений все большую роль на российском рынке играют сделки по слиянию и поглощению с иностранным участием (in-out, out-in). И если в 2005 г. преобладали сделки in-out, суммарный объем которых составил 8,5 млрд долл., что почти вдвое превысило объем сделок out-in (4,3 млрд долл.), то в первом полугодии 2006 г. имеет место противоположная тенденция - суммарная стоимость российских активов, приобретенных иностранными компаниями, составила 8,414 млрд долл., тогда как показатель по сделкам in-out характеризуется значением 1,940 млрд долл.
Кроме того, ведущие российские компании и финансовые инвесторы демонстрируют серьезные намерения в отношении приобретения новых зарубежных активов. В целом результаты международных операций по слиянию и поглощению, включая все сделки in-out и out-in, в первом полугодии 2006 г. составили 42,8% от общего объема рынка. Этот показатель за 2005 г. был равен 32%.

Большой ущерб развитию рынка M&A в России наносит рейдерство. Правовая уязвимость компаний, образованных в процессе приватизации, обусловленная несовершенством на тот момент правовой базы, широко используется рейдерами для передела собственности и перехвата управления.
Вместе с тем за последний год на рынке недружественных поглощений значительно сократилось число силовых акций, направленных на захват крупных государственных унитарных предприятий и предприятий, основным акционером которых является государство. Правоохранительные органы активно противодействуют охотникам до чужой собственности, возбуждая уголовные дела и доводя их до обвинительных приговоров.

Для усиления противодействия рейдерским захватам собственности Минэкономразвития подготовлен важный для рынка слияний и поглощений законопроект о процедурах разрешения корпоративных конфликтов. Согласно указанному законопроекту корпоративные споры будут сосредоточены в арбитражных судах по месту нахождения компании-цели, включая и дела по искам к держателям реестров акционерных обществ. При этом суды должны будут объединить в одном процессе связанные между собой иски и информировать все стороны о споре, а акционерное общество должно будет информировать о споре своих акционеров.

В настоящее время иски акционеров - физических лиц, требующих передачу реестра акционеров другому регистратору или оспаривающих решения руководства АО, могут рассматриваться в районных судах. По решениям таких судов созываются собрания акционеров и создаются параллельные советы директоров. Согласно указанному проекту федерального закона такого рода процедуры окажутся вне закона.
Не будут приниматься во внимание мелкие незначительные нарушения, допущенные в ходе дополнительной эмиссии акций АО, а также государственной регистрации общества и заключения крупной сделки.

Проект закона не допускает ареста акций в отсутствие ответчика. Арест акций допускается только в судебном заседании или при встречном обеспечении. Это же относится и к запрещению директорам АО принимать те или иные решения. При этом обеспечительные меры не должны останавливать деятельность общества. Кроме того, в случае причинения ущерба обеспечительными мерами АО может претендовать на компенсацию до 500 тыс. руб. Повторные собрания акционеров будут созываться только по решению суда.

Еще одной профилактической мерой против рейдеров является взыскание с них всех судебных расходов. Эта мера в какой-то степени будет противодействовать их захватническим планам.

Отдельно следует остановиться на последних новациях Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", изложенных в редакциях Федеральных законов от 27 июля 2006 г. N 146-ФЗ и N 155-ФЗ. Речь идет о ст. ст. 15, 16 и 17 - реорганизация, слияние и поглощение обществ соответственно.

Новая редакция ст. 15 требует установить "порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества реорганизуемого общества, а также в связи с возникновением, изменением, и прекращением прав и обязанностей реорганизуемого общества, которые могу произойти после даты, на которую составлен разделительный баланс, передаточный акт". Это требование снимает неоднозначность в определении правопреемства в процессе реорганизации общества.

Второе требование касается положения, согласно которому в договоры о присоединении (слиянии), а также в решения о выделении (разделении) необходимо включать ограничения на определенные виды деятельности реорганизуемого общества (обществ).

Статья 16 отменяет созыв и проведение совместного общего собрания акционеров. Одновременно Закон определяет, что, принимая решение о слиянии, общее собрание акционеров должно принять следующие решения:
- о реорганизации общества в форме слияния;
- об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, создаваемого в результате слияния.
Таким образом, существенно изменяется (совершенствуется) сама технология слияния.
Статья 17 детально определяет требования к содержанию договора о присоединении, а также решает вопросы, касающиеся погашения акций.
Наконец, следует отметить Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", существенно дополняющий систему корпоративных правоотношений. Указанный Закон дает новое определение понятию "группа лиц", а также вносит серьезные изменения в порядок контроля над экономической концентрацией.
Заслуживает внимания и Приказ ФСФР России от 13 июля 2006 г. N 06-76/пз-н "Об утверждении Положения о требованиях к порядку совершенствования отдельных действий в связи с приобретением более 30% акций открытых акционерных обществ". Упомянутое Положение устанавливает две категории требований:
1) к содержанию и порядку представления информации в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
2) к порядку раскрытия информации лицом, направляющим добровольное или обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
Таким образом, следующий период развития рынка слияний и поглощений в России будет проходить в качественно новых правовых условиях, с меньшим уровнем рисков и, как мы полагаем, сделает рынок более прозрачным и предсказуемым.

В.Н.Никитинский
К. э. н.,
доцент,
директор по стратегическому развитию
консалтинговой группы "Лекс"

    

Другие новости по теме:

www.Maonline.ru Рынок бизнеса

Новостная лента посвящена новостям российского рынка бизнеса: купле-продаже компаний и иных активов

добавить на Яндекс

Смотреть видео онлайн

Смотреть видео онлайн