Кризис – время практичного подхода к M&A

Мощный импульс из-за необходимости консолидации в наиболее пострадавших от кризиса отраслях промышленности получит мировой рынок слияний и поглощений (M&A), считает Бен Хиршлер (Ben Hirschler), Reuters.
Руководители крупнейших компаний мира на прошлой неделе в Давосе заявили, что они ожидают крупнейший за последнее время глобальный экономический спад, даже не смотря на невиданные по объемам меры поддержки промышленности со стороны национальных правительств. Одним из путей спасения многих игроков рынка, будет их поглощение более сильными и эффективными компаниями, и по началу этой тенденции косвенно можно будет судить о первых признаках оживления экономики. Пока же об этом говорить не приходится.
IV-й квартал 2008 г. показал обвальное падение рынка M&A в России (согласно данным "Обзора Российского рынка слияний и поглощений за 2008 г." MAonline.ru), в мировом же масштабе отказ от сделок был скорее превентивной антикризисной мерой. Компании всеми способами пытались сократить расходы, и экономили "живые" деньги.
После вхождения развитых экономик мира в полосу рецессии, по данным Thomson Reuters, емкость рынка M&A упала на 30% по сравнению с 2007 г.
И ситуация будет выправляться не менее 1 календарного года. Но это вовсе не значит, что действительно крупных сделок не будет. Например, Pfizer Inc's, поглотившая за $68 млрд. третью в мире биотехнологическую компанию Wyeth (о чем ранее сообщал MAonline.ru), объявила основной целью сделки существенное сокращение издержек объединенной компании. Конечно, этот пример не стоит рассматривать в качестве стандартного, ведь сделка начала готовиться еще в лучшие времена, а кризис лишь сделал ее еще более привлекательной для участников.
В то же время, другой крупный игрок фармацевтического рынка, Roche Holding AG, в пятницу, 30 января, сделал т.н. враждебное предложение на 44% акций Genentech Inc, которые Roche уже пытался получить в июле 2008 г., но по гораздо большей цене, чем сейчас.
Указанные сделки не стоит расценивать как типичные для всего рынка M&A. Фармацевтика понесла наименьшие потери в кризисе: ведь ее денежные потоки остались стабильными благодаря патентной защите и монополизированному рынку.
А вот у других потенциальных "хищников" дела идут не столь хорошо. Например, "ветеран" Давосского форума глава Dow Chemical Co Эндрю Ливерис (Andrew Liveris) так и не появился на швейцарском курорте, после того как провалилась сделка по покупке прямого конкурента Rohm and Haas.
Больше возможностей
Все присутствовавшие в Давосе руководители крупнейших компаний в один голос утверждают, что наступившая рецессия открывает для инвесторов с деньгами двери практически во все отрасли.
"В ближайшем будущем мы увидим несколько волн по консолидации и поглощению ослабевших игроков сильными", считает Марк Фостер (Mark Foster) из компании Accenture. "Розничная торговля стоит на пороге большого витка объединения, наряду с фармацевтикой и телекоммуникациями".
"Это, прежде всего, крупные сектора экономики наиболее пострадавшие от кризиса, например финансовые услуги", - говорит Джон Студзинский (John Studzinski ) из Blackstone Group.
Софтверная компания Adobe Systems Inc заявила о том, что в ближайшей перспективе она будет проводить агрессивную политику скупки в отношении небольших компаний. Это позволит, во-первых, увеличивать свое присутствие в смежных секторах, где она еще не представлена, а во-вторых, сейчас выбор объектов для M&A будет гораздо шире именно в сфере небольших компаний.
"Будет много возможностей. Ключевым вопросом будет проблема взвешенного подхода к отрывающимся перспективам, и отказ от принятия решения на основе эмоций, а не четких экономических расчетов ", говорит Морис Леви (Maurice Levy), глава французского рекламного гиганта Publicis.
"Финансирование сделок M&A впредь не будет осуществляться в основном за счет недорогих займов со стороны частных инвестиционных фондов, а скорее за счет внутренних резервов компаний, в том числе за счет обмена акциями", считает Тони Поультер (Tony Poulter), руководитель консалтингового департамента PricewaterhouseCoopers. "Руководители многих компаний хотят использовать кризис для увеличения доли рынка, но они отдают себе отчет в том, что любой неверный, даже самый малый шаг, может стать фатальным. Лишь при 100% уверенности во всем, они пойдут на сделку".

    

Другие новости по теме:

Maonline.ru Рынок бизнеса

Новостная лента посвящена новостям российского рынка бизнеса: купле-продаже компаний и иных активов

добавить на Яндекс
{mnt}